Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития

Содержание

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца и девятый скачок роста

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития

27 Сентября 2018

Давайте сегодня поговорим о навыках и умениях ребенка в 1 год и 2 месяца, в чем особенности этого возрастного периода развития, что же он уже должен уметь делать.

Что должен уметь малыш в 1 год и 2 месяца

  • Самостоятельно ходить
  • Самостоятельно вставать без опоры
  • Прожёвывать еду, состоящую из кусочков
  • Пить из чашки-непроливайки без посторонней помощи
  • Стараться самостоятельно кушать ложкой
  • Пытаться воспроизводить произнесенные кем-то слова или жестикулировать
  • Самостоятельно использовать около пяти слов/жестов
  • Днём в этом возрасте ребенок переходит на один дневной сон
  • Чистить зубы с маминой помощью 
  • Пробовать вытирать руки полотенцем 
  • Снимать носки и шапочку
  • Активно участвовать в повседневных делах и играх (одеваться, купаться, убираться)
  • Подражать взрослой речи, действиям, жестам
  • Быть любопытным, исследовать предметы, помещения и обстановку за пределами дома
  • Узнавать свои игрушки, любимые игры и занятия
  • Повторять за взрослыми или детьми способы использования предметов или приспособлений (игрушка, половник)
  • Строить башенку из двух кубиков
  • Рисовать каля-маля пастельным мелком, применять пальцевые захваты
  • Переворачивать коробку, с целю вывалить из неё содержимое
  • Бросать кубики в коробку с большим отверстием
  • Наблюдать за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрировать заинтересованность.

Очень подробно все навыки этого возраста описаны в этой статье:

64-я неделя: новые принципы – новый мир

Буквально пару месяцев назад малыш понял, что такое программы и задачи, однако в этом мире он пока новичок. В возрасте 14 месяцев (1 год и 2 месяца) к ребенку приходит понимание того, что для получения результата, в зависимости от обстоятельств, можно вносить определенные изменения. Это делает его еще на один шаг ближе к полноценному взрослому мышлению.

Естественно, вместе с новыми миром на ребенка обрушивается целый водопад новых впечатлений. Для того чтобы к ним привыкнуть – нужно время и, как и во время предыдущих скачков, “подзарядка мамой”.

С последним возникает не мало проблем, причем не только у детей, но и у взрослых. В таком возрасте на капризы и нытье мама реагирует уже не так – как раньше.

Вместо того чтобы взять ребенка на руки проявляется раздражение – ведь ребенок, которому уже больше года, должен понимать как можно вести себя, а как нельзя. Когда объяснения отталкиваются от стены непонимания, некоторые молча “закипают”, а некоторые и вовсе переходят на крик.

На самом деле, нужно учитывать, что малышу гораздо сложнее, чем вам. Ему тоже кажется что его не понимают, только при этом и новый мир к нему настроен враждебно.

Кроме того. конфликты могут возникать еще и из-за того, что ребенок начинает проявлять характер и свое несогласие с мамой. Попытки не принимать в расчет их мнение приводят к тому, что дети становятся еще строптивее.

тут главное помнить, что понятие терпения, которое рано или поздно иссякает, присуще не только взрослому, но и маленькому человеку. Притом контролировать себя и “разруливать” ситуацию должны именно родители, а не дети.

Признаки скачка 64-й недели

Признаки скачка в 1 год и 2 месяца мало чем отличаются от тех, с которыми родители уже столкнулись переживая предыдущие сложные периоды. Это могут быть:         

  • капризы и слезы без причины;
  • резкие перепады настроения: от безудержной радости до безутешных слез;
  • потребность во внимании;
  • желание почти всегда быть рядом с мамой;
  • подозрительно хорошее поведение и милые ласки или, наоборот, излишняя шаловливость;
  • истерики;
  • проявление чувства ревности по отношению к маме и даже папе;
  • страхи относительно посторонних людей, настороженное отношение к ним;
  • протест против попыток мамы прекратить телесный контакт;
  • проблемы со сном, возможно ночные пробуждения, сложно малышу приснился кошмар;
  • сложности с едой;
  • любовь к мягким игрушкам, которые ребенок всегда старается носить с собой;
  • мечтательность и задумчивость;
  • отказ переодеваться и менять подгузник.

Изменения, происходящие во время скачка 64-й недели

Период капризов и проблем сменяется радостью – родители начинают лучше понимать своего малыша. Если раньше понять к чему он стремится в итоге было непросто, то теперь его мышление максимально приближено ко взрослому. Кроме того, малыш не просто следует программе, а как совсем большой, сам оптимизирует ее исходя из конкретной ситуации.

Конечно, его стратегии пока не слишком сложные. Но вот попросить конфету у папы или бабушки, если мама запретила ее брать, теперь вполне реально. Часто можно заметить, что малыш словно в раздумьях и сомнениях.

Это не удивительно, ведь во вновь открывшемся мире на каждом шагу приходится принимать решения.

Кроме того, свои “шаги” он делает как будто осторожно изучая реакцию окружающих на ту или иную выбранную стратегию поведения.

Итак, преодолев скачок 64 недели с принципами ребенок обращается еще неуклюже. Да и доступны они ему пока еще далеко не все. Но, тем не менее, можно наблюдать некоторые стратегии в его поведении. Основные виды “детских принципов” этого этапа развития приведены ниже.

  1. Проявление воли и характера, стремление поступать по-своему:         
    • осуществление выбора;
    • проявление инициативы;
    • стремление распоряжаться действиями других и давать им указания;
    • желание ощутить поддержку и причастность близких;
    • собственнические нотки в отношении игрушек.
  2.    Наблюдение и подражание:           
    • пристальное наблюдение за другими людьми и подражание им;
    • копирование агрессивного поведения;
    • развитие крупной и мелкой моторики: малыш делает кувырки, встает на мостик, начинает держать карандаш в руке;
    • имитация странного, а также увиденного на экране поведения.          
  3. Экспериментами со стратегиями и границами:         
    • изучение возможностей собственного тела и эксперименты с ним;
    • игра “в прятки” с предметами;
    • игра в прятки с окружающими: ребенок стремится залезть куда-то или за что-то, а потом неожиданно оттуда появляется;
    • обращение с вещами становится бережнее;
    • изучение того, что стоит за понятиями “да” и “нет”;
    • игры с мамой, попытки обвести ее вокруг пальца;
    • эксперименты с подъемами и спусками, в том числе и относительно игрушек.
  4. Изучение стратегии и тактики:           
    • попытки получить то, на что не согласилась мама, от других людей;
    • попытки дать выход эмоциям в виде истерики;
    • попутки предпринять действия, которые покажутся окружающим смешными, и стремление добиться от них чего-то таким путем.
  5. Кроме того, в этой сфере некоторые “принципы” малыш проявляет чаще, чем раньше:           

    • попытки помочь окружающим;
    • попытки стать послушным для того чтобы добиться своего;
    • достижение консенсуса с окружающими, понимание того что старших нужно слушаться и принимать от них помощь;
    • попытки добиться своего “нытьем”;
    • несмотря на угрозы и предупреждения взрослых ребенок продолжает делать что-то по-своему.

Как помочь ребенку пережить очередной скачок

Скачок принципов ребенку пережить действительно не просто. Ведь принимать решения порой непросто даже взрослому. 

Итак, что же нужно малышу в первую очередь?        

  • возможность проводить эксперименты со своим телом, выполнять акробатические упражнения;
  • возможность наблюдать за природой в сопровождении взрослых;
  • возможность изучать предметы – родители должны не запрещать, а лишь следить за потенциальными опасностями;
  • возможность “разговаривать” – хотя малыш пока только начинает произносить отдельные слова, ему необходимо слушать речь и подражать ей;
  • возможность примерять на себя определенные роли – для этого идеально подойдут ролевые игры;
  • возможность самостоятельно планировать “стратегии” действий.

Кроме того, родители должны понять и принять, а также выработать свою стратегию поведения по отношению к новым моментам в поведении ребенка.

  1. Истерики – нормальное поведение для этого возраста. Таким образом малыш пытается добиться того, чего хочет. Здесь важно показать, что для достижения цели есть другие пути, и тогда истерики быстро уйдут в прошлое.

  2. Пережив скачок 64-й недели, у ребенка появляется стремление принимать решение наравне с другими членами семьи. Правда, он пока не может понять, что при этом нужно учитывать не только свои интересы, но и окружающих.

  3. Проявление агрессии – еще один способ добиться своего, который пробует ребенок. Здесь крайне важно не идти у него на поводу и дать понять, что такая стратегия не успешна.

  4. Деление на твое и мое – еще один новый момент в поведении ребенка. Родители должны научить малыша не только собственничеству, но и тому, что вещами нужно делиться.

  5. В этом возрасте малыш начинает активно помогать родителям, а также сам учится просить о помощи. Эта инициатива непременно должна поощряться.

  6. И, наконец, еще один важный момент. Пережив скачок 64-й недели, ваш ребенок становится не просто взрослее – теперь он способен усваивать правила. Четкие границы становятся ему жизненно необходимы.

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка

Лучшими играми для этого возраста можно считать:    

  • физические упражнения;
  • прогулки, в том числе и длительные, например, в зоопарк;
  • что есть что: родители должны показывать на предметы и называть их, или просить что-то показать у ребенка;
  • мимические игры: можно вместе строить рожицы и дурачиться, а также передразнивать выражение лица друг друга;
  • “ку-ку” и прятки;
  •  помощник в домашнем хозяйстве.

Кроме того, круг игрушек малыша должен быть существенно расширен. Теперь в его арсенале должны появиться:     

  • безопасная домашняя утварь и пластиковые бутылки;
  • игрушки для ролевых игр: набор посуды, пылесос, утюг и так далее;
  • машины на веревочке, которые можно катать за собой;
  • пазлы;
  • шведская стенка;
  • мячи;
  • книги и мультфильмы.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-i-2-mesyatsa.html

Малышу 1 год 2 месяца: что должен уметь карапуз в возрасте год и два месяца?

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития
Материал проверен: Агеева Оксана Олеговна, врач-педиатр

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Смотрите подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10,5-12 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас, ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3.  Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4.  Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5.  Умеет делать несложные манипуляции с предметами, играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  6. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  7. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок. Если ребенка приучают, то он начинает просится, если нет — то, конечно, нет.
  • орудовать ложкой. Но в этом возрасте ребенок уже начинает самостоятельно кушать из ложки густую пищу.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям.

Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя.

В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать.

Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.

В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).

Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.

Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной.

Можно начинать постепенно проводить закаливающие процедуры после принятия ванны.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками.

Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек.

И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.

Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон.

Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет.

Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/malyshu-1-god-2-mesyaca-chto-dolzhen-umet-karapuz.html

Самые важные показатели развития ребенка в 1 год и 2 месяца

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития

Малыш становится всё крепче физически и эмоционально.

Родители замечают, как дети делают большие рывки в развитии своих навыков – начинают ходить, говорят первые слова.

Как улучшить и разнообразить жизнь малыша в 1 год 2 месяца также волнует любого родителя.

Физические параметры в год и два месяца

Нормой ВОЗ для 14-ти месяцев были выработаны следующие показатели:

  1. Вес – 10-13 кг
  2. Рост 74-82 см
  3. Окружность головы – 46-48 см
  4. Обхват груди – 48-51 см

Важно! Допускаются небольшие отклонения от нормы. Не стоит переживать, если Ваш малыш немного крупнее или, наоборот, меньше окружающих детей. Каждый ребёнок развивается в разных условиях, неудивительно, что каждая его черта формируется по-своему.

Что умеет делать малыш

В этом возрасте дети уже ходят без посторонней поддержки.

Также дети могут сами подниматься по лестнице, присаживаться, забираться на невысокие препятствия, например на диван или кресло, а также спускаться с них.

Совершает несложные действия над предметами.

Он может расчесываться, открывать/закрывать дверки шкафа, кататься на игрушечной лошадке.

Если у него что-то не получается, он показывает на предмет и просит о помощи, умело имитирует поведение родителей, например, прикладывает что-нибудь к уху и «говорит по телефону».

Также может попросить родственников поиграть с ним в конкретную игру.

Вы можете заметить, что в это время малыш уже играется сам.

Особенности психоэмоциональной сферы

Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.

Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» — малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.

Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.

Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».

Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.

Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства. В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой.

Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав.

Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.

Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.

Речь

У ребёнка растёт пассивный словарный запас. Он без проблем выполняет несложные просьбы, сам называет некоторые.

Также дети уже понимают то, что им говорят люди вокруг, если попросить их показать предмет, с которым они знакомы, то без труда покажут, будь это животное в книге или какая-то их игрушка.

В основном, ребёнок произносит одно- или двусложные слова, может придумать для вещи своё название, исходя из её общих свойств.

Малыш подражает звукам животных, а также различает их. Теперь он может отличить голос близкого от голоса чужого.

Рацион питания в 14 месяцев: что можно кушать

Меню малыша в это время уже сильно изменилось.

Некоторые дети ещё остаются на грудном вскармливании, но это не значит, что их пищу не нужно стараться разнообразить.

У ребёнка уже появляются новые зубы, а это повод ввести в рацион новые продукты, не забывая при этом о сбалансированном питании.

Примерное меню:

  1. Завтрак: малышу лучше, как прежде, давать кашку, но при этом уже не измельчать её так сильно, а лучше разваривать крупу. Полезными для ребёнка будут овощи, творог, яйца, рыбные и мясные пюре. Попить предложите чай, морс или молоко.

  2. Обед: обязательно давайте супы – овощные, мясные, второе блюдо подавайте с гарниром, можете побаловать ребёнка сладким после основного приёма пищи, дать ему компота, суфле или киселя.
  3. Полдник: подайте малышу какое-нибудь кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем, но не переусердствуйте.

    Если полдник будет слишком тяжёлым, то ребёнок будет мало съедать за ужином.

  4. Ужин: постройте на основе завтрака. Малышу не нужно набивать живот перед сном, пусть еда будет лёгкой и быстро усваиваемой.

Обратите внимание: Если Вы заметили, что перед походом в кровать ребёнок устал, можете устроить ему лёгкий перекус в виде какого-нибудь фрукта или творожка.

Рецепт блюда

Морковно-тыквенная запеканка.

Для детей такое блюдо лучше готовить на пару – в мультиварке или устроив водяную баню.

Вам понадобятся:

  • Тёртая морковь — 200 мл
  • Тёртая тыква — 200 мл
  • Молоко — 100 мл
  • Сахар — 1 стл. л.
  • Манная крупа – 2 ст. л.
  • Яйцо – 1 шт.

Кусочек тыквы почистите, промойте и натрите на тёрке, также натрите помытую и очищенную морковь. Старайтесь, чтобы моркови и тыквы было одинаковое количество.

Налейте молоко в кастрюлю и дождитесь его кипения на слабом огне, не забывайте помешивать. Положите в посуду тыкву и морковь, убавьте огонь для тушения овощей. Когда всё молоко испарится и впитается, снимите кастрюлю с огня и охладите.

Вбейте яйцо и добавьте сахар, хорошо перемешайте. Кладите сахар в зависимости от того, сколько его ест Ваш ребёнок. Положите манку и снова перемешайте так, избегайте образования комочков.

Возьмите небольшую глубокую тарелочку, переложите в неё половину теста. Налейте в кастрюлю 1,5-2 см воды поставьте в неё тарелочку с тестом, накройте крышкой и поставьте на небольшой огонь.

Не давайте воде сильно закипать, следите, чтобы брызги не попадали в тарелку. Не забывайте следить, чтобы вода полностью не выкипела, иначе тесто быстро впитает запах гари.

Дождитесь закипания воды, затем подождите еще около 20-25-ти минут. Запеканка готова. Если хотите подсластить, присыпьте сверху сахарной пудрой.

Режим дня и сна

Как и до 14-ти месяцев в распорядке дня малыша сохраняются главные положения: сон, питание, прогулки.

Вносите изменения, исходя их индивидуальных потребностей ребёнка.

В дневное время не забывайте о прогулках. Если за окном тепло, то планируйте день так, чтобы гулять с крохой два раза в день по 2-3 часа.

Зимой сокращайте время прогулок на улице до одного часа, если Вы видите, слишком холодно, то, возможно, стоит остаться дома.

Внимание: малышу понравятся прогулки перед сном примерно по полчаса. Ребёнку уже не нужно спать на улице, поэтому для него нормально бегать и исследовать окружающий мир. Плюс к этому, такие прогулки утомят малыша, его будет легче уложить спать.

Вы можете постепенно сокращать дневной сон с двух раз по 1- ,1,5 часа до одного на 1,5-2 часа. Присмотритесь к поведению малыша. Если он оба раза в день спит спокойно, то перемените с переходом, а если замечаете, что он, наоборот, постоянно просыпается и плохо спит, то это самое время сменить двухразовый сон на более длительный одноразовый.

Есть ли различия между мальчиками и девочками?

  1. В этом возрасте телосложение детей уже претерпевает изменения. Девочки остаются по показателям меньше мальчиков. Также особенностью психоэмоционального фона мальчиков является то, что они из-за лени могут начать ходить позже девочек.
  2. Также родители могут заметить, что у девочек раньше сформировываются и коммуникативные навыки.

    Они могут знать больше слов, распознавать больше эмоций.

  3. В этом возрасте мальчики более активны. Даже чтобы рассмотреть игрушку, они тратят больше энергии, чем девочки. Для детей очевиден выбор игрушек. Девочек уже привлекают мягкие и яркие, а мальчиков механические.
  4. Девочки проявляют больше желания общаться, чем мальчики.

Занятия с малышом

Сейчас дети охотно играют с различными развивающими игрушками – кубиками, пирамидками, книжками, конструктором и др.

Также малышу будет полезно узнавать, как работают предметы вокруг него, например, как щёлкать выключателем, втыкать вилку в розетку, застёгивать и расстёгивать молнию.

Для этой роли прекрасно подходит игровой комплекс нового поколения, именуемый бизибордом.

Играя с ним, малыш будет иметь представление о том, как совершать простейшие вещи в будущем, плюс, он может попробовать разобраться с ним сам, и родители в это время могут заниматься своими делами, просто приглядывая за ребёнком.

Существует множество способов разнообразить игры:

  1. Чтобы развить речевые навыки, разучивайте с малышом стишки и песенки, озвучивайте свои действия, когда готовите, убираете или кормите кроху. Читая книжки, объясняйте ребёнку, что изображено на картинках.
  2. Изучайте свойства предметов. Показывайте, что шарик катится, а из кубиков можно что-то построить. Покажите малышу, что бумага может порваться, а воду можно переливать из одной кастрюльки в другую. Также 14 месяцев подходящий возраст, чтобы дать ребёнку карандаши и бумагу, но следите, чтобы он не перешёл на стены.
  3. Учите с малышом базовые слова такие, как «привет», «пока», «спасибо» и «пожалуйста». Показывайте, как надо делиться игрушками и едой.
  4. Хоть малыш уже и ходит, продолжайте развивать его навыки передвижения. Пусть он учится преодолевать препятствия, ходить по ровной линии и собирать игрушки в ящик.
  5. Не забывайте о мелкой моторике ребёнка. Стройте вместе с ним пирамидки, пересыпайте крупу из одной чашечки в другую, следя, чтобы малыш не потянул её в рот, нацепите прищепки на подушку и позвольте малышу снять их вернуть на место.

Медицинское сопровождение

1 год 2 месяца – время, когда малыш продолжает всё исследовать. Не отказывайтесь от правил безопасности, которым Вы следовали в прошлом месяце. Если Вы еще не приобрели фиксаторы на окна и шкафы, силиконовые накладки на углы, то самое время это сделать.

Важно: внимательно смотрите, что малыш тянет в рот. Таблетки и бытовую химию уберите подальше от его глаз и рук.

Следите за ребёнком на детской площадке. Не давайте ему есть песок и самому залазить на горку и карабкаться по лестнице.

Такие простые правила безопасности и родительская внимательность помогут уберечь малыша от беды.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 3 месяца, год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Рекомендуем вам посмотреть также видео по данной теме:

Советы родителям

Стремитесь проводить с крохой больше времени, ведь Вы никогда не знаете, когда он откажется от Вашей помощи и предпочтёт гулять и играть самостоятельно.

Ловите и запоминайте каждое мгновение с малышом, но не перегните с опекой. Всё-таки у ребёнка должно быть пространство для изучения мира.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/1-3-goda/1-god-2-mesyatsa.html

Что должен уметь маленький ребенок в 1 год и 2 месяца и особенности физического и психо-эмоционального развития

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития

Маленьким детям после года свойственен интерес ко всему окружающему и недаром в таком возрасте их называют «естествоиспытатели». Многие родители продолжают беспокоиться о том, насколько их любимый малыш гармонично развивается. Для исключения переживаний достаточно узнать, что должен уметь маленький ребенок в 1 год и 2 месяца и провести анализ наличия подобных навыков.

Особенности развития ребенка в 14 месяцев

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев отличаются высоким уровнем подвижности, поэтому задачей родителей является обеспечение малышу максимальной степени безопасности.

В погоне за солнечным зайчиком кроха может напрочь забыть о лесенках и получить травму. Малыш уверенно двигается и способен без помощи взрослого передвигаться на значительные расстояния.

В лексикон его прочно входит слово «нет», и в этот момент важно не переборщить со строгостью, но и не идти на поводу.

Физические параметры

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев имеют сформированный ряд зубов, но количество их может различаться. Общепринятыми показателями развития считаются следующие характеристики:

  • рост 74-82 см;
  • вес 10-13 кг;
  • окружность головки 46-48 см;
  • окружность грудной клетки 48-51 см.

Такие параметры считаются ориентиром, поэтому не стоит паниковать при незначительных отклонениях от указанных цифр.

Нюансы психо-эмоционального развития

Ребенок выражает привязанность к близким людям и настороженно относится к чужим. Он стремится не только подражать взрослому действиями, но часто копирует его мимику. В зависимости от ситуаций он улыбается или хмурится. Особенностями развития в этот период являются следующие моменты:

  • способность заразиться эмоциями сверстника, смеяться или плакать вместе с ним;
  • быстрое осуществление перехода от одной эмоции к другой, после плача может рассмеяться, а состояние радости способно быстро смениться капризом;
  • хорошее переключение внимания.

Эмоции ребенка открыто проявляются при игре с игрушками, в некоторых случаях малыш задействует ые возможности интонации. Он знает, как добиться желаемого, часто пытается манипулировать криком и плачем. Окружающий мир познается ребенком через собственные ощущения и эмоции. Например, малыш понимает, что с высоты больно падают, а при прикосновении к батарее может быть горячо.

Навыки и умения малыша

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев способны передвигаться самостоятельно без поддержки и помощи взрослых. Некоторые малыши обладают навыками самостоятельно ходить на горшок и есть ложкой. Они способны объяснить взрослому свои желания, показывают пальчиком желаемую игрушку или предмет. Младенец может сообщить о голоде, направляясь к холодильнику и произнося «ням».

Кроха умеет играть с большими игрушками и хорошо манипулировать ими. Ребенок способен открывать дверцы, ящики и извлекать их содержимое, у него прекрасно получается нажимать на всевозможные кнопочки. Малыш может имитировать действия взрослого, он пытается демонстрировать навыки ухода за собой, расчесывая волосы или пытаясь одеться самостоятельно.

Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?

В число основных навыков к этому периоду входит:

  • наличие в словарном запасе определенного количества слов, уверенное произношение простых, наличие интересных словечек для обозначения определенных предметов;
  • выполнение простых просьб, реагирование на обращения «подойди», «дай» и ряд других;
  • имитация звуков взрослых, животных, транспорта;
  • способность различать и узнавать речь близкого человека.

Ребенок в этом возрасте может взять карандаш и пытаться чиркать им. Он способен самостоятельно удерживать чашку с жидкостью, но аккуратно поставить ее на стол в большинстве случаев не получается.

Занятия для умственного развития

Ребенок активно и быстро впитывает в себя информацию. В игровой форме можно помочь расширить его словарный состав, улучшить моторику и обеспечить познавательные наклонности. Традиционными для него игрушками остаются пирамидки, конструкторы, матрешки, игровые и музыкальные центры.

Дети любят играть с куклами и демонстрировать на них свои умения в виде укладывания спать, кормления и одевания.

В такие игры охотно играют как мальчики, так и девочки, что в таком возрасте является естественным.

Малыши прекрасно понимают цель своих действий, они могут пойти покормить игрушку или кота, но с телевизором или другим неодушевленным предметом таких действий они не делают.

Для взрослых в этот период важно расширить круг социальных умений, поэтому они должны вместе с ребенком выполнять повседневные действия, давать малышу говорить по телефону как папа, или варить суп, как мама.

Для развития речи важно много разговаривать с крохой. При этом следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • описывать выполняемые действия — давай начнем собирать, достаем из коробки и одеваем на ножки;
  • произносить названия частей тела — хлопаем в ладошки, песенка про пальчики;
  • описывать видимое на картинах, в том числе при чтении книг;
  • начать учить простые стихи, при этом изображая происходящее, — качаясь, как бычок, падая, как мишка на пол.

С малышом начинают уроки по изучению форм. На первом этапе достаточно шара и куба. На помощь в этом придут кубики, из которых строят башни, выстраивают паровозики, раскладывают на кучки по размерам. Можно просить разделить имеющиеся игрушки на 2 вида, отдельно кубики и мячики. В этом возрасте пора начинать изучать свойства предметов, для чего подойдут обычные продукты.

Малышу интересно переливать воду, пересыпать крупу, испытывать свойства воды. Отлично развивает моторику лепка из пластилина или теста. Хороший толчок дает рисование мелками, карандашами и красками. Малыша требуется уже в этом возрасте учить делиться. Требуется прививать ему азы вежливости, обучая элементарным фразам в виде «доброе утро», «здравствуйте», «спасибо» и тому подобных.

Занятия для физического развития

Подвижность детей после года требует частой смены игровой деятельности. Для малыша в этот период важно закрепить навыки ходьбы. Для этого можно выстроить маршруты, вышагивать с ребенком по прямой, по изгибам ленточки, используя маленькие и большие шаги.

С малышом рекомендуется ходить по лесенке за ручку, разрешать ему залазить на невысокие бордюры, взбираться на возвышенности и перелазить через предметы.

Дети младшего возраста быстро утомляются, поэтому традиционная гимнастика для них не подходит. Все предлагаемые упражнения должны выполняться в игровой форме. Занятия желательно проводить в одно и то же время ежедневно или через день, делают это утром спустя 30 минут после завтрака. Достаточно для этого возраста использовать 5 упражнений и повторять их не более 5 раз.

Для развития используют следующие упражнения:

  • шаги по «узкой» дорожке, в качестве которой выступает лента или линия;
  • движение по наклонной плоскости с удержанием малыша за руку;
  • ходьба боком;
  • движение в различном темпе;
  • раскачивание корпуса.

Ребенок в этом возрасте с готовностью играет со взрослым и выполняет его просьбы, поэтому такую особенность можно использовать для развития физической подготовки. Достаточно попросить ребенка достать мячик из-под стола или со стула, убрать игрушки или сложить одежду в ящик. Выполнение наклонов, приседаний и иных действий будет укреплять мышечные волокна ребенка.

Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?

Между разнополыми детьми одного возраста имеются определенные различия. Мальчики в значительной части случаев немного ленивее девочек, поэтому они начинают ходить позже. Речь их также отстает в развитии, и словарный запас более скуден.

Чем можно кормить малыша?

Количество приемов пищи ребенком 1 года и 2 месяцев составляет 4-5 раз. Перерыв между ними должен составлять 3-4 часа. Ребенок в этом возрасте обладает достаточным количеством зубов, поэтому в рационе требуется присутствие твердой пищи — хлебобулочные изделия, фрикадельки, фрукты и другие продукты.

В качестве питья ребенку дают молоко, морс и чаи на основе трав. Блюда не требуется протирать и добиваться их мелкой консистенции. В меню на завтрак включают каши, на обед ребенку дают суп и второе блюдо с гарниром. На полдник достаточно дать фрукты, творожок или печенье. Если ребенок проголодался, то ему обеспечивают легкий перекус бананом, яблоком или кисломолочным продуктом.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-v-1-god-i-2-mesyatsa.html

Развитие ребенка в четырнадцать месяцев

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца происходит по индивидуальному графику, поэтому точно спрогнозировать изменения не получится. Тем не менее, анализируя нормы показателей для этого возраста, детские врачи и родители могут делать вывод о том, не отстает ли кроха в развитии и не нужна ли помощь специалистов.

Дети в 14 месяцев в большинстве своем уже откликаются на имя, причем некоторые из них умеют его произносить на свой лад, знают названия некоторых предметов, способны показывать на них и приносить их по просьбе взрослых.

Кроха в один год и два месяца уже умеет проявлять эмоции, выражая недовольство отчаянным криком, требуя понимания и признания взрослых. Происходят определенные изменения и в физической активности.

Малыш в этом возрасте увереннее ходит, учится бегать, встает и садится без помощи.

Но главная особенность этого периода — неутомляемость малыша: он не устает после бурно проведенного дня и готов заражать всех вокруг огромной лавиной энергии.

После годика дети становятся более общительными, с удовольствием идут на контакт с окружающими, не вызывающими у них подозрения, активно познают мир через тактильные ощущения. Родители не должны мешать проявлению инициативы ребенка, поощряя его желание знакомиться с окружающими его предметами и объектами, объясняя и показывая.

Считается, что дети должны научиться писать, читать, считать, бегать в определенные сроки. Незначительные отклонения от этих сроков обычно списываются на индивидуальные особенности развития малыша. Но существенные отклонения чаще всего считаются признаками задержки в развитии.

Своевременное выявление задержек и их корректировка позволит наладить процесс развития малыша. Основная форма обучения малыша в возрасте 1 года и 2 месяцев — игровая. В ходе игры кроха лучше усваивает материал, а система поощрений стимулирует у него интерес к происходящему.

Особенности физического развития малыша

Что умеет кроха в 1 год и 2 месяца, помимо ходьбы? Конечно же, в этом возрасте дети все еще помнят навыки ползанья и с удовольствием ими пользуются. Малыши с легкостью преодолевают препятствия, включая лестницы, залезают на стул, стол, пробуют ходить задом, учатся слезать с дивана и со стула, ходят без поддержки в большинстве случаев.

Чадо после года тратит уйму сил и времени на то, чтобы исследовать как можно больше территории в доме, где находится.

Малыш с одинаковым удовольствием «путешествует» по комнатам у родителей, у бабушки с дедушкой или в гостях у незнакомых людей. Он уже достаточно уверенно может сидеть на обычном стуле.

Он играет с мячом как ногами, так и руками, поэтому у ребенка должно быть несколько мячей для игры дома и на улице.

В этот период малыш начинает использовать в жизни бытовые предметы, включая столовые приборы, зубную щетку. Ребенок уже пробует сам умываться, вытирать руки и лицо полотенцем, чистить зубы и самостоятельно кушать.

Одним из самых любимых занятий ребенка является исследование содержимого шкафов. Малыш не только вынимает с полок разные предметы, но и пробует их на вкус. Во время одевания и раздевания кроха делает попытки помогать родителям, застегивая молнии и просовывая руки и ноги в рукава и штанины.

Особенности психологического развития в год и два месяца

В 1 год и 2 месяца кроха внимательно наблюдает за взрослыми, перенимая их манеру поведения. Малыш старается быть похожим на маму, на папу, на старших брата или сестру, открыто выражает чувства и эмоции. Впрочем, в 14 месяцев ребенок уже способен на пусть и примитивное, но лукавство. Он, конечно, не способен врать, но уже вполне осознанно манипулирует взрослыми для получения желаемого.

В этом возрасте родители особенно радуются проявлениям чувств малыша по отношению к ним. Дело в том, что в 14 месяцев ребенок особенно активно показывает свою любовь к родителям. Он часто обнимает, целует, старается говорить ласковые слова не только маме, но и папе, бабушке или дедушке.

В 1 год и 2 месяца ребенок хорошо знает лица и имена знакомых ему людей, узнает их по фото и голосу. Если малыш слышит знакомое имя в разговоре, он может попробовать принять участие в разговоре, показывая, что имя упоминаемого человека ему знакомо. В словаре активной речи малыша в этом возрасте уже около 20 простых слов, которыми он пользуется.

Если кроху заставлять делать то, что ему не нравится, он будет выражать протест, и это нормально. В 1 год и 2 месяца у малыша уже проявляется собственное «я», поэтому родителям нужно научиться находить компромисс с ребенком, не подавляя его личностных качеств.

С малышом в этом возрасте уже нужно начинать работать над развитием моторики и творческих способностей – заниматься рисованием, лепкой, примитивной аппликацией. Конечно же, для детей в этом возрасте существует целый ряд развивающих игр, с помощью которых можно стимулировать их психоэмоциональное развитие.

Рацион питания в 14 месяцев

После года малыша уже можно переводить на общий стол и трехразовое питание. Между основными приемами пищи малышу можно давать перекусы в виде фруктов, соков или кефира. Между обедом и ужином малыша нужно накормить полдником, в который также могут входить фрукты, несладкое печенье, кисломолочные продукты.

Блюда для малыша в этом возрасте нужно стараться готовить таким образом, чтобы в них сохранялось как можно больше полезных питательных веществ. Если это котлеты, то они должны быть приготовлены на пару, если омлет, то запеченный в духовке или приготовленный на водяной бане. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от рациона питания на каждом этапе его жизни.

Чтобы кроха проявлял интерес к еде, родителям нужно стараться готовить не только вкусные, разнообразные и полезные блюда, но и красивые. Если мама украсит котлетку для малыша глазками и ртом из лука-порея и яичного желтка, а пюре окрасит в разные цвета натуральным соком свеклы, моркови и шпината, то ребенок проявит гораздо больше энтузиазма за столом.

Пить ребенку этого возраста  можно давать обычную воду, а также натуральные соки, кисели, кисломолочные продукты и компоты с минимальным содержанием сахара.

Острые, консервированные, с излишком специй продукты (колбасные изделия, копчености, сушеную и маринованную рыбу) давать малышам в этом возрасте запрещено. В 1 год и 2 месяца ребенка можно продолжать эпизодически прикладывать к груди для поддержания иммунитета и сохранения эмоциональной связи с матерью.

Как правильно воспитывать кроху в 14 месяцев?

В возрасте 1 года и 2 месяцев для детей особенно важно чувствовать себя частью семьи, равноценным ее членом. Именно этой потребностью можно объяснить острое желание чада есть только вместе со взрослыми за общим столом. Родителям не нужно препятствовать этому. Куда более правильным станет стимулировать интерес крохи к процессу приема пищи интересными блюдами и похвалой.

Если у ребенка пока не получается есть самостоятельно аккуратно и быстро, важно не пытаться ему помогать, тем самым подтверждая его личную беспомощность в этом деле. Пусть малыш учится на примере взрослых и на своих ошибках – рано или поздно у него все получится.

В 1 год и 2 месяца, несмотря на активное развитие, малыш по-прежнему нуждается в поддержке и защите близких людей. Кроха может попросить защиты в самый невинный на первый взгляд момент – очень важно в этом случае ему не отказывать и конечно же, не насмехаться.

Дети в один год и два месяца достаточно быстро передвигаются по дому, достают до предметов в шкафах, на полках, бросают вещи и игрушки, не способны сосредоточить внимание на какой-то определенной деятельности. Кроме того, в этом возрасте малыши становятся маленькими бунтарями, часто делают что-то родителям назло, чтобы проверить границы дозволенного. Именно так проявляется кризис первого года.

Родителям нужно быть готовыми к его проявлениям. К двум годам острые углы сгладятся, и малыш снова станет покладистым и послушным.

Как играть с малышом в 14 месяцев?

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет одну особенность: малыш уже готов развлекать себя самостоятельно, чем значительно упрощает жизнь родителям. Именно игра в одиночестве считается ведущей деятельностью малыша в этом возрасте.

В процессе игры происходит активное развитие ребенка, который учится выстраивать причинно-следственные связи, повторяет поведение взрослых, знакомится с примитивными законами физики.

Как только малышу становится скучно, он зовет родителей принять участие в игре.

Принимая во внимание небогатый игровой опыт ребенка, родителям необходимо подавать ему новые идеи для игр. Например, можно предложить ему поиграть в ролевые игры с мягкими игрушками, которых можно кормить, укладывать спать или водить на прогулку.

Также можно играть с малышом кубиками, пирамидкой, матрешками. Дети в этом возрасте с удовольствием пробуют:

  • строить башни;
  • собирать и разбирать пирамидки;
  • складывать матрешку;
  • играть с игрушками-вкладышами и пр.

Развлекать малыша можно также обычными машинками, устраивая мини-гонки, куклами, играя в детский сад или больницу (это нравится как мальчикам, так и девочкам), а также мячом, книжками в твердом переплете.

О медицинском сопровождении

После года малыши должны получить несколько прививок:

  • против краснухи;
  • против кори;
  • против гепатита В;
  • против эпидемического паротита.

Если у родителей есть подозрения, что развитие ребенка проходит со сбоями и его физические, психические показатели не соответствуют норме, то им необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу. Также стоит следить за реакцией организма малыша на введение новых продуктов в рацион питания. Частые аллергии должны стать поводом для консультации у детского аллерголога.

Памятка для родителей

Развитие детей в 1 год и 2 месяца, каким бы индивидуальным оно ни было, подразумевает наличие у них любимых и нелюбимых занятий. Малыши особенно любят делать следующие вещи:

  • купаться;
  • принимать участие в массажных процедурах с элементами игр;
  • наблюдать за животными и птицами;
  • копаться в песке и земле;
  • смотреть мультфильмы;
  • слушать музыку и танцевать;
  • бросать и раскидывать игрушки;
  • контактировать с домашними питомцами.

Есть у малышей и нелюбимые занятия в этом возрасте. Дети обычно не проявляют энтузиазма, когда им нужно:

  • одеваться;
  • кушать;
  • демонстрировать речевые навыки по требованию.

Вывод. Понимая, что развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет свои особенности, родители должны проявлять терпение, окружать кроху лаской и заботой, способствуя становлению его личности.

В этот период очень важно не обесценивать маленькие победы и достижения ребенка, понимая, что именно так происходит его развитие. Вместе с тем нужно следить за процессом взросления крохи, своевременно отмечая задержки развития, если они имеют место.

Помните о том, что каждый ребенок уникален и нуждается в особом подходе.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/razvitie-rebenka-v-chetyrnadtsat-mesyatsev.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.